ПрофСервис Оценка  

О компании

Бизнес, акции

Недвижимость

Оборудование

НМА и ИС

Главная | НМА и ИС | Оценка ИС и НМА

Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов

К оценке нематериальных активов и объектов интеллектуальной осбственности отчносится: оценка товарных знаков и брендов, патентов и лицензий, собственных и смежных прав на ноу-хуа и т.д. Сложность подобной оценки заключается в том, все объекты имеют индивидуальные характеристики и не существует идентичных.

Оценка товарных знаков (бренда)

Товарный знак и знак обслуживания — обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. (ст. 1 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" В ред. Федерального закона от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ)

Товарный знак является эффективным инструментом в современном бизнесе. Он позволяет идентифицировать конкретный товар от аналогов и закрепить за ним определенные ассоциации. Благодаря грамотному продвижению (брэндингу) товар становится известен на рынке и приобретает целевой сегмент. Это положительно влияет на рост продаж, а также позволяет несколько завышать цены по сравнению с другими аналогичными товарами (в данном случае потребитель платит за гарантию качества продукта и определенный образ, которому он доверяет).

Оценочная экспертиза перечисленных выше объектов может проводиться при продаже товарных знаков или бизнеса целиком, переоценке активов компании, при взносе в уставной капитал, при передаче права использования торговой марки по договору франчайзинга, при определении размера ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием торговой марки и т.д.

В некоторых случаях, например, при продаже бизнеса, целесообразно оценить совокупный вклад всех нематериальных активов в процесс создания прибыли предприятия. В этом случае производится также оценка деловой репутации компании (гудвилл). Определение стоимости гудвилл производится, когда компания стабильно работает на рынке продолжительное время и имеет высокий (выше среднего в данном сегменте рынка) доход на единицу стоимости ее чистых активов, в результате чего, стоимость бизнеса превосходит суммарную стоимость всех активов компании.

Оценка патентов и лицензий

Лицензия - это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности).

Первым этапом в оценке стоимости патента является анализ документов, устанавливающих права в отношении оцениваемого объекта. Конечно, в первую очередь, - это сам патент и его описание. Однако, не всегда эти документы дают полную картину в описании существа объекта и юридически подтвержденных прав в его отношении. Наличие выданных лицензий на использование патента, судебных споров в отношении объекта оценки или иных обременений может существенно повлиять на величину оценки стоимости.

Ввиду отсутствия открытого рынка интеллектуальной собственности (в частности патентов и лицензий) у оценщика нет возможности определить стоимость патента исходя из цен совершенных сделок с аналогичными объектами, или провести сопоставление хотя бы с ценами предложений на покупку или продажу. Поэтому основными подходами при оценке патента являются затратный подход, в основе которого лежит анализ произведенных затрат, и доходный подход, при котором определяются доходы, полученные (или планируемые) с использованием оцениваемого патента.

Основная проблема оценки стоимости лицензии по затратам состоит в том, что произведенные затраты не дают нам информации о полезности (эффективности) созданного изобретения и его пригодности для коммерческого использования и получения дохода. И только использование методов доходного подхода, подсчет реально полученных (или предполагаемых) доходов, в которых с необходимостью присутствует вклад от использования оцениваемого патента, позволяет установить реальную величину стоимости. Особенно важен и, безусловно, необходим анализ доходов от использования оцениваемого патента при определении рыночной стоимости объекта.

Оценка патентов

«Патент на изобретение: документ, выдаваемый компетентным государственным органом и удостоверяющий: приоритет изобретения, авторство и исключительное право на изобретение. Действует в пределах территории того государства, ведомство которого его выдало.
По российскому законодательству заявка на выдачу патента подается автором или организацией в Государственное патентное ведомство Российской Федерации (Роспатент).

Согласно определению, патент - это документ, выдаваемый компетентным государственным органом на определенный срок, удостоверяющий авторство и исключительное право на изобретение и наделяющий владельца титулом собственника на изобретение.

Первым этапом в оценке стоимости патента является анализ документов, устанавливающих права в отношении оцениваемого объекта. Конечно, в первую очередь, - это сам патент и его описание. Однако, не всегда эти документы дают полную картину в описании существа объекта и юридически подтвержденных прав в его отношении. Наличие выданных лицензий на использование патента, судебных споров в отношении объекта оценки или иных обременений может существенно повлиять на величину оценки стоимости.

Ввиду отсутствия открытого рынка интеллектуальной собственности (в частности патентов и лицензий) у оценщика нет возможности определить стоимость патента исходя из цен совершенных сделок с аналогичными объектами, или провести сопоставление хотя бы с ценами предложений на покупку или продажу. Поэтому основными подходами при оценке патента являются затратный подход, в основе которого лежит анализ произведенных затрат, и доходный подход, при котором определяются доходы, полученные (или планируемые) с использованием оцениваемого патента.

Основная проблема оценки стоимости патента по затратам состоит в том, что произведенные затраты не дают нам информации о полезности (эффективности) созданного изобретения и его пригодности для коммерческого использования и получения дохода. И только использование методов доходного подхода, подсчет реально полученных (или предполагаемых) доходов, в которых с необходимостью присутствует вклад от использования оцениваемого патента, позволяет установить реальную величину стоимости. Особенно важен и, безусловно, необходим анализ доходов от использования оцениваемого патента при определении рыночной стоимости объекта.

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРАВ НА СЕКРЕТЫ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ)

НОУ-ХАУ - это секреты производства, они определяют информацию, выходящую за рамки общих, открытых сведений о товаре, технологии, фирме и т.д. При этом зачастую именно ноу-хау определяет наиболее эффективный способ функционирования объекта техники.

Проблема с ноу-хау заключается в том, что его нельзя зарегистрировать как изобретение, товарный знак или другие виды интеллектуальной собственности. Ведь регистрация изобретения предполагает разглашение сути нововведения как объекта интеллектуальной собственности, что противоречит самому понятию "ноу-хау" (секрет производства).

Оценочная экспертиза прав на секреты производства, включающая в себя оценку стоимости ноу-хау, как некой совокупности методов, приемов и знаний технического, административно-управленческого или финансового характера, не защищенных государственными патентами или свидетельствами, может производиться для целей взноса в уставной капитал предприятий, купли-продажи, изменения учетной балансовой стоимости, определения размера капитализации компании и др.

Оценка объектов авторских прав

См. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.)

Объектами авторского права являются:

  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • другие произведения.

Оценка стоимости авторских прав производится для определения цены при сделках купли-продажи, для установления размера авторского вознаграждения при передаче прав использования произведения, а также для определения ущерба, причиненного правообладателю незаконным использованием его интеллектуальной собственности. Следует отметить, что при судебном рассмотрении дел о причинении ущерба правообладателю, отчет независимого оценщика является официальным документом доказательственного значения и может быть использован в спорах, касающихся авторских прав.

Методы оценки НМА

Существует три фундаментальных подхода к оценке всех видов имущества – доходный, затратный и сравнительный.

При оценке нематериальных активов основным является доходный подход, так как на стоимость объектов интеллектуальной собственности влияет, в первую очередь, их способность генерировать доходы.

При использовании доходного подхода, как правило, предполагается, что НМА наряду с другими активами (недвижимость, оборудование и др.) участвуют в создании стоимости изготавливаемой продукции. Однако здесь появляется проблема: как определить ту долю дохода, который приносит именно НМА (отдельно от остальных активов). Для этого существует несколько методик.

Затратный и сравнительный подходы при оценке нематериальных активов являются, скорее, вспомогательными. Сложность применения сравнительного подхода объясняется уже упоминавшейся ограниченностью рынка, при которой получить информацию о стоимости объектов-аналогов крайне проблематично.

Затратный подход рассматривает стоимость предмета оценки с точки зрения понесенных расходов на его создание. Однако, предприятия, потратив приблизительно равные суммы на внедрение НМА, далеко не всегда добиваются одинакового эффекта. В состав затрат входят расходы на дизайн, правовую охрану, маркетинг и рекламу. В ходе расчетов необходимо внесение специальных поправочных коэффициентов, которые учитывают степень известности, срок его использования, объем выпуска маркированной продукции. Заметим, что метод стоимости создания неприменим, например, для «советских» товарных знаков, поскольку в их раскрутку не было вложено ни копейки, так как рекламы в СССР в принципе не существовало.

Ущерб, экспертизы

Прочие услуги

Цели оценки

Транспорт

Законодательство